Светлана Панина (svetlana_panina) wrote,
Светлана Панина
svetlana_panina

Качать или не качать?

Иногда, разговаривая с молодыми родителями, я ощущаю себя  чудовищем, посягающим на святое. Например, на авторитет доктора Комаровского. Мне, конечно, не сравниться по популярности с доктором, а теперь уже и шоуменом - обаятельным харьковским педиатром. Тем более, что он врач, а я - психолог и консультант по грудному вскармливанию. То есть в его поле зрения чаще попадают больные дети. А в мое - здоровые. И в области лечения детей он несомненный авторитет.  Но в вопросах грудного вскармливания и некоторых вопросах ухода за детьми я не могу с ним не поспорить. Ведь, похоже, что он опирается либо на сведения, актуальные в 30 года прошлого века, либо на какой-то собственный опыт, но никак не на современные научные исследования. В частности, Комаровский довольно жестко изложил в своей книге собственный взгляд на укачивание младенцев -

"У детей очень слабый вестибулярный аппарат (орган равновесия). При качании быстро возникает ощущение головокружения, а в некоторых случаях ребенок просто теряет сознание. На народном языке это называется «укачали». Малыша, привыкшего к качанию, отучить исключительно сложно. Поэтому очень важно не начинать, поскольку укачивание, мягко выражаясь, не очень полезно для ребенка и не очень приятно для родителей"

Авторитет часто играет злую шутку со взрослыми - мы склонны верить всему, что говорит человек, который до этого произнес много верных и хороших вещей. Да еще и веселым и уверенным тоном. Так, например, умница и талантище в области древних наук - Аристотель -  отнес в своей классификации животных пауков к насекомым, на основании того, что у пауков 6 ног. Почти две тысячи лет никто не сомневался в том, что паук - насекомое. Вернее, тот,  кто вдруг пересчитал ноги у паука и у него не сошлось с Аристотелем, вероятнее всего или помалкивал, или, если ума помалкивать не хватало, объявлялся умалишенным. После того, как инквизиция перестала палить костры из сомневающихся, ноги-то у пауков считать можно стало, но посягать на место пауков в мире насекомых - нельзя. И только Ламарк все расставил по местам, и, обнаружив ног у паука аж в количестве восемь штук, сдел его родственником не бабочек, но крабов, что здорово продвинуло теорию эволюции в целом.

Так вот, один из способов проверить, можно ли укачивать младенцев - это взять, покачать и посмотреть, что из этого получится. Множество бесстрашных матерей сделали это. Большинство из этих матерей никогда не читали Комаровского. Более того, скорее всего, мать Комаровского, никогда не читавшая доктора Комаровского, не раз и не два успокаивала кричащего Комаровского, покачивая крикуна на ручках. Эти матери обычно удивляются: "Разве грудные младенцы страдают морской болезнью?" Действительно, большинство детей начинают испытывать тошноту в транспорте только после 2 лет, некоторые, бывает, раньше - с 9 месяцев до года. И совершенно нет никаких сведений о том, что ребенка, который еще не родился (с совершенно неразвитым вестибулярным аппаратом) когда-нибудь тошнило внутри мамы, которая двигается всю беременость и укачивает своего младенчика нон-стоп.

Но хорошо так рассуждать, когда речь идет о чужих младенцах. А что делать, если ты уже прочла Комаровского от корки до корки, и твоя подруга воспитывала своего ребенка "по Комаровскому" и говорит, что это единственно верный путь, а теперь у тебя на руках ребенок, который категорически отказыватся успокаиваться без укачивания? И вот, сейчас ты начнешь его укачивать, а ведь у доктора дальше в книжке написано -

Вполне возможно, что выработанная в раннем детстве привычка к головокружению способствует возникновению вредных пристрастий. Ведь по своей сути укачивание такая же вредность, как курение или алкоголизм.

Это что же, своими руками из дитятки укачиванием, по способу Комаровского,  алкгоголика-наркомана творить?

В науке есть еще один хороший способ узнать ответ. Посчитать ноги у чужого паука. То есть, чужого младенца. То есть, не ноги, конечно, но что-нибудь такое поизучать, от чего потом своего не страшно качать будет. Или, наоборот, страшно.

Американцы славятся своей дотошностью и любовью все проверять во всем, что касается детей. Так, например, давно уже замечено, что ребенок, которого часто берут на руки, развивается лучше, ведет себя спокойнее и обучается быстрее, чем ребенок, которого на руки не берут. Психологи объясняли это близостью матери, ее запахом, теплом и прочими штуками. Но физиологи - народ недоверчивый. Они решили отделить тепло матери от фунции укачивания. Создали такой аппаратик, который безо всякого там тепла тупо меняет положение младенца в пространстве. Закричал малыш - а мы его опа - и подняли вверх. Опять занервничал - вниз. Или вбок. Или еще как-то меняем ему картину окружающего мира при помощи центрифуги какой-нибудь.

Что там произошло с развитием младенцев-космонавтов, я не узнавала, но то, что младенец успокаивается - факт. И даже отсутствие "родного лица и запаха матери" этому успокоению не слишком мешает. До поры-до времени, конечно, пока младенчик не раскусит фокус. Но раскусит он его не сразу. Потому что в мозге новорожденного анализаторы, ответственные за распознавание образов и запахов еще только развиваются. А вот анализаторы, которые отвечают за положение тела в пространстве - к моменту рождения уже практически полностью сформировались! То, что раньше всего было заложено во внутриутробном периоде - тактильная чувствительность и чувствительность к положению в пространстве - жизненно необходимые вещи и к моменту рождения уже сформированы. Дальнейшее развитие будет опираться на то, что уже имеется. И чем больше обучение связывает уже имеющиеся функции с новыми, тем эффективнее обучение. Об этом знают все преподаватели иностранных языков для детей - дети много двигаются на занятиях, играют, поют, танцуют и наблюдают. И все эти танцульки не только для того, чтобы ребенка развлечь, больше для того, чтобы реально научить новому языку.  Поэтому, если мама будет разговаривать с ребенком, лежащим в кроватке, с целью обучить его родной речи, то такой ребенок в результате получит меньше сенсорных связей, чем ребенок, с которым разговаривают то же самое время, но держа на ручках. Однако это уже другая история, а мне надо еще про третий способ поспорить с авторитетом рассказать.

Третий способ - это найти другие авторитеты и сравнить у кого из них длиннее... доказательная база. Доктор Комаровский свою базу вообще не показал, поэтому обратим взор на тех, у кого эта база заявлена. Например, на доктора Клоссовского, который нейропсихолог. Он, говорят, укачивал щеночков. Развивал вестибулярный аппарат, по-научному. И измерял у них на каждом этапе объем мозга. Этот объем вырос аж на четверть болше, чем у контрольной группы. Еще бы покачал, может, щеночки и говорить бы начали. Или вот доктор биологических наук, психофизиолог Татьяна Строганова. Она изучает мозг при помощи единственного в России аппарата магнинтой энцефалографии и практически своими глазами видит, как меняется активность разных зон мозга в ответ на разную стимуляцию организма. Именно она на одной из лекций  на вопрос из аудитории  "так качать младенцев,  или не качать?" очень уверенно ответила: "Качайте! Качайте и качайте! Это необходимо!".

Вообще, когда мать спрашивает "качать или не качать", обычно можно вообще ничего не отвечать. Такая мать, которая сомневается, скорее всего даже если ей сказать" Не качать ни в коем случае!"  помучается какое-то время, но все равно втихаря будет покачивать. Потому что заметит, что ее ребенку это необходимо. У здорового новорожденного не бывает "неправильных" потребностей, все они нужны для выживания. И обычная заботливая мать рано или поздно приходит к тому, что ее жизнь становится лучше, когда она вовремя удовлетворяет потребности новорожденного. С детьми постарше - немного другая история, с определенного возраста потребности ребенка полезно удовлетворять уже не многвенно,  но об этом как-нибудь позже напишу, может быть.

Ну а те родители, которые ребенка с рождения воспринимают только как объект для кормления-воспитания-обучения, уже давно все для себя решили, и эти мои вопли вряд ли до конца дочитают. Зачем я тогда это пишу? Для тех, кто все-таки сомневается. Доверьтесь или доказательной науке, или своему чутью. То есть качайте, если хочется. А если не хочется - дайте покачать папе.

Не могу не упомянуть про "синдром укачивания", которым напугали родителей израильские врачи. Речь шла о младенцах, у которых начинались серьезные неврологические нарушения после того, как их энергично поукачивали родители. На самом деле слово "укачивание" в данном контексте совершенно не правильное. Надеюсь, все понимают разницу между "укачать младенца" и "вытрясти из него душу". В статье израильсих врачей речь шла как раз о "вытрясти душу" - “shaken baby syndrome”. И еще в этой статье говорилось, что самый высокий риск этого синдрома у детей, о которых заботится только один, обезумевший от круглосуточного одиночного родительства родитель. То есть лучший способ избежать такого "утряхивания" - качать детей по очереди. Всей семьей.

АПДЕЙТ: Удивлена, но рада, что многие отозвались. Благодаря вашим комментариям появилось очень важное дополнение, которое, боюсь, не прозвучало в моей писанине. Вопрос "качать или не качать" существует по отношению к тем младенцам, которые требуют укачивания. То есть достоверно успокаиваются именно тогда, когда их берут на ручки не с целью покормить-сменить подгузник. Наблюдая за детьми на грудном вскармливании, могу сказать, что есть дети, которым хватает обычного материнского ухода (который волей-неволей предполагает, что ребенка не меньше сотни раз в день поднимут, перевернут, приложат к груди, подмоют попку, переоденут, покажут папу, птичку за окном, дадут потрогать кошку, постучать по блестящей кастрюле, споют песенку). Таким детям, бывает, даже слинг не нужен - они требуют, чтобы их хотя бы изредка оставляли в покое!

Однако бывают дети с повышенными потребностями именно в тактильно-двигательной стимуляции. И тут важно не застрять в удовлетворении только этой потребности. То есть, например, укачивая младенца, можно напевать ему песенку или что-то просто ласково говорить. Когда ребенок станет постарше, можно будет под эту же самую песенку укладывать малыша спать - но уже не укачивая, а приобнимая ребенка и  похлопывая легонечно пальцами, в такт песенке по спинке-плечику. Та же ритмичная тактильная стимуляция, но в варианте "лайт". Расширяя репертуар взаимодействий с ребенком, вы развиваете и ребенка, и себя, как родителя. И не беда, если папа укачивает не так, как мама - это тоже полезно. Или у папы,  например, ребенок засыпает вовсе без укачивания, а у мамы только с грудью в зубах и под веселый гопак. Это не значит, что папа или мама что-то делают не так. Это значит, что они ОБА все делают ПРАВИЛЬНО, если ребенок все-таки без особых истерик заснул. В общем, опять приходим к старой мысли, что лучший эксперт по питанию-воспитанию младенца, не дядя Комаровский, не я, а вы и ваш гармонично развивающийся ребенок. На этом, пожалуй, остановлюсь:)
promo svetlana_panina march 11, 06:56 10
Buy for 100 tokens
Весна стремительно меняет мир вокруг нас. Оживают чувства, воскресают надежды, сердце бьется чаще, предвосхищая перемены. Вы чувствуете в себе эту энергию? Мое сердце бьется в унисон с вашим, если вы готовы сделать шаги в сторону большей свободы и уверенности в своих силах. У каждого из нас есть…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →