Светлана Панина (svetlana_panina) wrote,
Светлана Панина
svetlana_panina

Качать или не качать?

Иногда, разговаривая с молодыми родителями, я ощущаю себя  чудовищем, посягающим на святое. Например, на авторитет доктора Комаровского. Мне, конечно, не сравниться по популярности с доктором, а теперь уже и шоуменом - обаятельным харьковским педиатром. Тем более, что он врач, а я - психолог и консультант по грудному вскармливанию. То есть в его поле зрения чаще попадают больные дети. А в мое - здоровые. И в области лечения детей он несомненный авторитет.  Но в вопросах грудного вскармливания и некоторых вопросах ухода за детьми я не могу с ним не поспорить. Ведь, похоже, что он опирается либо на сведения, актуальные в 30 года прошлого века, либо на какой-то собственный опыт, но никак не на современные научные исследования. В частности, Комаровский довольно жестко изложил в своей книге собственный взгляд на укачивание младенцев -

"У детей очень слабый вестибулярный аппарат (орган равновесия). При качании быстро возникает ощущение головокружения, а в некоторых случаях ребенок просто теряет сознание. На народном языке это называется «укачали». Малыша, привыкшего к качанию, отучить исключительно сложно. Поэтому очень важно не начинать, поскольку укачивание, мягко выражаясь, не очень полезно для ребенка и не очень приятно для родителей"

Авторитет часто играет злую шутку со взрослыми - мы склонны верить всему, что говорит человек, который до этого произнес много верных и хороших вещей. Да еще и веселым и уверенным тоном. Так, например, умница и талантище в области древних наук - Аристотель -  отнес в своей классификации животных пауков к насекомым, на основании того, что у пауков 6 ног. Почти две тысячи лет никто не сомневался в том, что паук - насекомое. Вернее, тот,  кто вдруг пересчитал ноги у паука и у него не сошлось с Аристотелем, вероятнее всего или помалкивал, или, если ума помалкивать не хватало, объявлялся умалишенным. После того, как инквизиция перестала палить костры из сомневающихся, ноги-то у пауков считать можно стало, но посягать на место пауков в мире насекомых - нельзя. И только Ламарк все расставил по местам, и, обнаружив ног у паука аж в количестве восемь штук, сдел его родственником не бабочек, но крабов, что здорово продвинуло теорию эволюции в целом.

Так вот, один из способов проверить, можно ли укачивать младенцев - это взять, покачать и посмотреть, что из этого получится. Множество бесстрашных матерей сделали это. Большинство из этих матерей никогда не читали Комаровского. Более того, скорее всего, мать Комаровского, никогда не читавшая доктора Комаровского, не раз и не два успокаивала кричащего Комаровского, покачивая крикуна на ручках. Эти матери обычно удивляются: "Разве грудные младенцы страдают морской болезнью?" Действительно, большинство детей начинают испытывать тошноту в транспорте только после 2 лет, некоторые, бывает, раньше - с 9 месяцев до года. И совершенно нет никаких сведений о том, что ребенка, который еще не родился (с совершенно неразвитым вестибулярным аппаратом) когда-нибудь тошнило внутри мамы, которая двигается всю беременость и укачивает своего младенчика нон-стоп.

Но хорошо так рассуждать, когда речь идет о чужих младенцах. А что делать, если ты уже прочла Комаровского от корки до корки, и твоя подруга воспитывала своего ребенка "по Комаровскому" и говорит, что это единственно верный путь, а теперь у тебя на руках ребенок, который категорически отказыватся успокаиваться без укачивания? И вот, сейчас ты начнешь его укачивать, а ведь у доктора дальше в книжке написано -

Вполне возможно, что выработанная в раннем детстве привычка к головокружению способствует возникновению вредных пристрастий. Ведь по своей сути укачивание такая же вредность, как курение или алкоголизм.

Это что же, своими руками из дитятки укачиванием, по способу Комаровского,  алкгоголика-наркомана творить?

В науке есть еще один хороший способ узнать ответ. Посчитать ноги у чужого паука. То есть, чужого младенца. То есть, не ноги, конечно, но что-нибудь такое поизучать, от чего потом своего не страшно качать будет. Или, наоборот, страшно.

Американцы славятся своей дотошностью и любовью все проверять во всем, что касается детей. Так, например, давно уже замечено, что ребенок, которого часто берут на руки, развивается лучше, ведет себя спокойнее и обучается быстрее, чем ребенок, которого на руки не берут. Психологи объясняли это близостью матери, ее запахом, теплом и прочими штуками. Но физиологи - народ недоверчивый. Они решили отделить тепло матери от фунции укачивания. Создали такой аппаратик, который безо всякого там тепла тупо меняет положение младенца в пространстве. Закричал малыш - а мы его опа - и подняли вверх. Опять занервничал - вниз. Или вбок. Или еще как-то меняем ему картину окружающего мира при помощи центрифуги какой-нибудь.

Что там произошло с развитием младенцев-космонавтов, я не узнавала, но то, что младенец успокаивается - факт. И даже отсутствие "родного лица и запаха матери" этому успокоению не слишком мешает. До поры-до времени, конечно, пока младенчик не раскусит фокус. Но раскусит он его не сразу. Потому что в мозге новорожденного анализаторы, ответственные за распознавание образов и запахов еще только развиваются. А вот анализаторы, которые отвечают за положение тела в пространстве - к моменту рождения уже практически полностью сформировались! То, что раньше всего было заложено во внутриутробном периоде - тактильная чувствительность и чувствительность к положению в пространстве - жизненно необходимые вещи и к моменту рождения уже сформированы. Дальнейшее развитие будет опираться на то, что уже имеется. И чем больше обучение связывает уже имеющиеся функции с новыми, тем эффективнее обучение. Об этом знают все преподаватели иностранных языков для детей - дети много двигаются на занятиях, играют, поют, танцуют и наблюдают. И все эти танцульки не только для того, чтобы ребенка развлечь, больше для того, чтобы реально научить новому языку.  Поэтому, если мама будет разговаривать с ребенком, лежащим в кроватке, с целью обучить его родной речи, то такой ребенок в результате получит меньше сенсорных связей, чем ребенок, с которым разговаривают то же самое время, но держа на ручках. Однако это уже другая история, а мне надо еще про третий способ поспорить с авторитетом рассказать.

Третий способ - это найти другие авторитеты и сравнить у кого из них длиннее... доказательная база. Доктор Комаровский свою базу вообще не показал, поэтому обратим взор на тех, у кого эта база заявлена. Например, на доктора Клоссовского, который нейропсихолог. Он, говорят, укачивал щеночков. Развивал вестибулярный аппарат, по-научному. И измерял у них на каждом этапе объем мозга. Этот объем вырос аж на четверть болше, чем у контрольной группы. Еще бы покачал, может, щеночки и говорить бы начали. Или вот доктор биологических наук, психофизиолог Татьяна Строганова. Она изучает мозг при помощи единственного в России аппарата магнинтой энцефалографии и практически своими глазами видит, как меняется активность разных зон мозга в ответ на разную стимуляцию организма. Именно она на одной из лекций  на вопрос из аудитории  "так качать младенцев,  или не качать?" очень уверенно ответила: "Качайте! Качайте и качайте! Это необходимо!".

Вообще, когда мать спрашивает "качать или не качать", обычно можно вообще ничего не отвечать. Такая мать, которая сомневается, скорее всего даже если ей сказать" Не качать ни в коем случае!"  помучается какое-то время, но все равно втихаря будет покачивать. Потому что заметит, что ее ребенку это необходимо. У здорового новорожденного не бывает "неправильных" потребностей, все они нужны для выживания. И обычная заботливая мать рано или поздно приходит к тому, что ее жизнь становится лучше, когда она вовремя удовлетворяет потребности новорожденного. С детьми постарше - немного другая история, с определенного возраста потребности ребенка полезно удовлетворять уже не многвенно,  но об этом как-нибудь позже напишу, может быть.

Ну а те родители, которые ребенка с рождения воспринимают только как объект для кормления-воспитания-обучения, уже давно все для себя решили, и эти мои вопли вряд ли до конца дочитают. Зачем я тогда это пишу? Для тех, кто все-таки сомневается. Доверьтесь или доказательной науке, или своему чутью. То есть качайте, если хочется. А если не хочется - дайте покачать папе.

Не могу не упомянуть про "синдром укачивания", которым напугали родителей израильские врачи. Речь шла о младенцах, у которых начинались серьезные неврологические нарушения после того, как их энергично поукачивали родители. На самом деле слово "укачивание" в данном контексте совершенно не правильное. Надеюсь, все понимают разницу между "укачать младенца" и "вытрясти из него душу". В статье израильсих врачей речь шла как раз о "вытрясти душу" - “shaken baby syndrome”. И еще в этой статье говорилось, что самый высокий риск этого синдрома у детей, о которых заботится только один, обезумевший от круглосуточного одиночного родительства родитель. То есть лучший способ избежать такого "утряхивания" - качать детей по очереди. Всей семьей.

АПДЕЙТ: Удивлена, но рада, что многие отозвались. Благодаря вашим комментариям появилось очень важное дополнение, которое, боюсь, не прозвучало в моей писанине. Вопрос "качать или не качать" существует по отношению к тем младенцам, которые требуют укачивания. То есть достоверно успокаиваются именно тогда, когда их берут на ручки не с целью покормить-сменить подгузник. Наблюдая за детьми на грудном вскармливании, могу сказать, что есть дети, которым хватает обычного материнского ухода (который волей-неволей предполагает, что ребенка не меньше сотни раз в день поднимут, перевернут, приложат к груди, подмоют попку, переоденут, покажут папу, птичку за окном, дадут потрогать кошку, постучать по блестящей кастрюле, споют песенку). Таким детям, бывает, даже слинг не нужен - они требуют, чтобы их хотя бы изредка оставляли в покое!

Однако бывают дети с повышенными потребностями именно в тактильно-двигательной стимуляции. И тут важно не застрять в удовлетворении только этой потребности. То есть, например, укачивая младенца, можно напевать ему песенку или что-то просто ласково говорить. Когда ребенок станет постарше, можно будет под эту же самую песенку укладывать малыша спать - но уже не укачивая, а приобнимая ребенка и  похлопывая легонечно пальцами, в такт песенке по спинке-плечику. Та же ритмичная тактильная стимуляция, но в варианте "лайт". Расширяя репертуар взаимодействий с ребенком, вы развиваете и ребенка, и себя, как родителя. И не беда, если папа укачивает не так, как мама - это тоже полезно. Или у папы,  например, ребенок засыпает вовсе без укачивания, а у мамы только с грудью в зубах и под веселый гопак. Это не значит, что папа или мама что-то делают не так. Это значит, что они ОБА все делают ПРАВИЛЬНО, если ребенок все-таки без особых истерик заснул. В общем, опять приходим к старой мысли, что лучший эксперт по питанию-воспитанию младенца, не дядя Комаровский, не я, а вы и ваш гармонично развивающийся ребенок. На этом, пожалуй, остановлюсь:)
Subscribe
Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →