Светлана Панина (svetlana_panina) wrote,
Светлана Панина
svetlana_panina

Терапия привязыванием

Вдогонку к этому: http://kotja-shok.livejournal.com/421659.html
Про так называемую "терапию привязанности" и (в передаче ее не зря несколько раз называли терапией ПРИВЯЗЫВАНИЕМ) - это вообще тема больная. Как устойчивое словосочетание стало головной болью психотерапевтов. У Карла Бриша, настоящего психолога, с ученой степенью,  есть даже комментарий в его книге на эту тему. http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3232

Ему пришлось поменять название своего труда, чтобы ни дай боже, не перепутали с тем ужасом из передачи. Итак, терапия привязанности или Attachment Therapy - это название системы воспитания для трудных или приемных детей, разработанной лучшими собаководами для человеческих щенков... На этот раз не шучу - действительно собаководами.

В Америке действительно до настоящего момента благополучно существует и распространяет свои околофашистские идеи Нэнси Томас, почетный собаковод и приемная мать. Однако ни то, что она собаковод, ни то, что она приемная мать, не делает ее психотерапевтом. Зато ее очень любят цитировать как сектанты, так и представители религий, поддерживающие строгое сохранение семейной иерархии и рекомендующие воспитывать детей в духе страха и подчинения. Нэнси Томас сама пишет в своей книге "Когда любви недостаточно" , что она не имеет образования психолога. Собственно я, как психолог, с этой книгой раньше не сталкивалась, хотя слышала о ней. Однако после передачи я книгу ее специально себе заказала, чтобы поизучать. Там с первой страницы начался кошмар.

А, нет,  вру, кошмар начинается со второй страницы. И в этом проблема. На первой странице все написано правильно - ребенок до года нуждается в маме, носите его лицом к себе, на руках,  не оставляйте плачущим больше, чем на 3 минуты, контакт с папой кожа-к коже и прочие благости. На этом месте любое любящее родительское сердце размягчается и под убаюкивающим гипнозом всей этой сладости следующая фраза как бы не встречает сопротивления. Потому то поводка к ней тоже правильная - после года ребенка полезно приучать к ограничениям и слову "нельзя". Это вам любой даже неспециалист скажет. А уж тем более специалист. Но буквально на той же странице у специалиста волосы начнут шевелиться. Цитата:
"Дети от одного до двух лет, стадающие синдромом гиперактивности и дефицита внимания, биполярным расстройством.." Уже трэш. Все эти диагнозы ребенку от года до двух просто невозможно поставить. И специалисты их не ставят детям от года до двух, их просто не существует для детей этого возраста. Диагнозы ставят в старшем дошкольном или школьном возрасте. Если есть какие-то серьезные проблемы с поведением в у ребенка от года до двух, то это чаще всего связано с заболеванием нервной системы, повреждением мозга и сочетается с такими траблами в здоровье, что это лечится не психотерапией аж никак. Но пресловутая собаковод Нэнси не этих детей собирается лечить (хотя нет, она готова лечить всех, но ей, к счастью, не дают). А тех, у кого, по ее мнению есть показания к "терапии привязыванием". А это те дети, которые, например,  в полтора года не научились вот чему (цитата):
Основные навыки, которые должен усвоить ребенок к полутора годам:
• с первого раза откликаться на просьбу родителей подойти к ним;
• по требованию родителей удаляться в свою комнату или в другое указанное
место;
• получив категорический запрет («нельзя»), слушаться, а не продолжать
делать свое дело или спорить и ныть;
• по требованию родителей садиться на место;
• оставаться там, где указывают родители (на своем стульчике,
в автомобильном сиденье, на детской площадке и т.д.).

А теперь все родители, воспитавшие хотя бы одного ребенка, дружненько вспоминаем, что из этого ваши дети выполняли в 1,5 года? Сами, не ноя, не споря и всегда с одинаково ровным рвением? У вас дети все это выполняли, как солдатики? Молодцы, возьмите себе с полки пирожок. Нееет? Все, у вашего с виду такого благополучного ребенка уже нарушение привязанности. А это ужас и кошмар. Читайте дальше книгу и вы поймете, почему.

И на самом деле книга дает ряд очень полезных и ценных советов, причем не только для приемных детей, но и для обычных детей в периоды кризиса или трудных детей в родных семьях. В то же время в тексте  постоянно подчеркивается, что есть такое расстройство - нарушение привязанности. У него аж 20 признаков. Ничего не написано, сколько признаков на самом деле необходимо для диагностики расстройства. Один? Два? Одновременно или последовательно?  А то тут у меня полная песочница перед домом детей с этим самым расстройством. И моих двое еще туда же. Потому что большинство перечисленных "признаков расстройства" являются психологической нормой для определенного возраста, про границы возраста - ни слова).

То есть в принципе любой тревожный родитель любого ребенка уже будет испытывать легкую паранойю, обнаружив у своего дитятки те или иные признаки. А если ребенок приемный - и у него все 20 на протяжении полугода замечались время от времени?! А ведь дальше написано "берегите от такого ребенка животных и младших братьев и сестер, установите сигнализацию на двери его комнаты, прячьте ножи и яды". То есть всеми силами автор дает понять, что ребенок с этим "расстройством" опасен для жизни других детей и щеночков в особенности,  и вообще недочеловек, просто маленький гитлер. Приемные родители и так находятся в постоянном стрессе и страхе не справиться, а тут еще такое нагнетание. Конечно это создает отличную почву для того, чтобы дальше разрешить приемным родителям применение любых средств психологического и физического давления на этих недочеловеков с нарушением привязанности.

Опять же, опасность книги в том, что она часто ссылается на действительно замечательные методы, которые  себя оправдывают и хорошо зарекомендовали. Напомним, автор этих методов - не Нэнси Томас, она всего лишь воспользовалась чужим, так сказать, креативом. И при этом аккуратно подмешала к правильным методам воспитания приемы, возможно, хорошо зарекомендовавшие себя при воспитании бульмастифов. Цитата:
"Сначала ребенка надо научить просить разрешение буквально на все - попить воды, сходить в туалет"
То есть с относительно сохранным ребенком у относительно здоровых родителей через заявленные в книге 2 года действительно наступят улучшения в отношениях. Но совершенно не в результате применения методов дрессировки из книги. А просто потому, что от полугода до 2 лет в принципе формируются хоть какие-то отношения (у матери с новорожденным, у новорбачных  между собой и т.д.). А если книга упадет на почву каких-то личностных особенностей родителей, которые будут специально искать в ребенке особо опасные проявления нарушения привязанности и их усиленно "лечить" дрессировкой, то будет происходить то, что происходит сейчас в США - судебные дела, возбужденные против приемных родителей и сравнение последователей Аttachment Tterapy с адептами тоталитарных сект.

Мне тут попеняли, что я оборвала повествование на полуслове. Но, признаться, нет сил цитировать книгу. Я сначала была убеждена, что книга Нэнси Томас появилась у нас в переводе потому, что нет на русском языке нет ничего написанного доступно для родителей на эту тему. Но, думаю, что ошиблась. У Людмилы Петрановской ludmilapsyholog есть не только книги для детей из разряда "Что делать если...", но и для родителей, причем не только приемных. Этому автору я доверяю:


И вот еще:
promo svetlana_panina march 11, 06:56 10
Buy for 100 tokens
Весна стремительно меняет мир вокруг нас. Оживают чувства, воскресают надежды, сердце бьется чаще, предвосхищая перемены. Вы чувствуете в себе эту энергию? Мое сердце бьется в унисон с вашим, если вы готовы сделать шаги в сторону большей свободы и уверенности в своих силах. У каждого из нас есть…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments