Светлана Панина (svetlana_panina) wrote,
Светлана Панина
svetlana_panina

И снова о выученной беспомощности (на скорую руку)

Я уже как-то писала целую телегу по поводу выученной беспомощности у блох, собак и людей. Но в последнее время меня эта тема не оставляет. Поэтому я снова повешу здесь мой любимый ролик про блох и позволю себе порассуждать на эту тему уже с другой стороны. Вот он ролик.

Внимательные наблюдатели могут усомниться в чистоте эксперимента. Например, первый вопрос, который я задала бы человеку в белом халате, закрывшему блох крышкой на три дня, это - совесть у вас есть?

В смысле, доктор, а вы их кормить пробовали? Ну правда, три дня животинки не на собачке резвились, вкушая сладкой жизни, а бились головой об крышку полностью натощак. Конечно, в силе и ловкости голодные блохи могли за три дня сильно сдать. А потом, например, блох могли щедро покормить за перенесенные унижения. И какой вывод могли сделать блохи, не знакомые с высокими соображениями ученых?

Я бы на их месте рассуждала так: "Вот три дня в жизни нашего блошиного общества происходила неизвестная фигня: каждый раз, когда мы пытались выбраться за прозрачные пределы иллюзий и прыгнуть повыше, голова начинала болеть. А потом, когда мы перестали биться головой об небесную твердь, пришла нам манна небесная. Вывод - прыгай умеренно и будет тебе счастье."

Вы мне можете возразить, что это получается не выученная беспомощность, а прямо-таки зачатки религии и общественных норм среди блошиной цивилизации. А я с вами и соглашусь. Так называемое ритуальное мышление как раз и занималось всю зарю человечества тем, что связывало между собой несвязанные вещи. "Чу, я слышу пушек гром! Это к неурожаю оленей". В смысле, если однажды совпала гроза и неудача охотников, то в зависимости от тяжести последствий этой неудачи, вполне мог сформироваться запрет на охоту в грозу. Тяжесть последствий - это важно в формировании ритуалов и табу. Потому что если охотники не добыли оленей, "ну и пофиг, сегодня пьем пиво и едим чипсы" - то ни запрета, ни ритуала не будет. А если в результате неудачной охоты племя пережило значительное потрясение - недокорм, гибель охотников во время охоты, то для формирования некоторого суеверия почва станет очень плодородной. Гром сам по себе - пугающее явление, потому что неожиданно, громко и не понятно - зачем? А гром в сочетании с тяжелыми временами - это прямой путь к формированию стойкой ассоциации "гром=охоты не будет". Хотя в другом племени, возможно, выяснили совсем другое. Например, что после грозы очень хорошо ловится рыба. И следующую грозу ждут с нетерпением, чтобы проверить. Проверяют - действительно оглушенная молниями рыба после грозы в руки косяками идет. И дальше эта информация передается в поколениях уже как элемент естественнонаучного знания, уточняясь, обрастая подробностями, условиями и т.д.

И в первом и во втором племени могут быть совершенно одинаковые люди. И в первом и во втором племени могут быть совершенно одинаковые стимулы (гром). Но реакция будет разной. И зависит это от эмоционального опыта. Я сейчас очень грубо и ненаучно объясняю, но мне можно, я же не ученый. Так вот, представьте себе, что весь опыт, который получает человек или животное "складывается" в две коробочки. Одна коробочка - это воспроизводимый опыт, то есть "знания, умения, навыки". Если я делаю "А", то в 8 случаях из 10 я получаю "Б". И только пару раз мне может не повезти настолько, что я нечаянно своими действиями вызову дьявола. В эту коробочку опыт отправляется, если успешные попытки были окрашены опытом "поощрения". В случае с нашими первобытными охотниками, гроза подкрепилась вкусным обедом из сырой рыбы.
Во вторую коробочку отправляется опыт, связанный с интенсивными, но неприятными переживаниями. "Если я делаю "А", то лучше бы я этого не делал, потому что уже после первой попытки я получил такое "Б", что до сих пор попе больно". Для чего нужны разные коробочки - понятно. Чтобы опыты не перепутывались. Как правило, интенсивный негативный опыт связан с безопасностью. Если один раз получить опыт "не влезай - убьет", для выживания безопаснее таки не пробовать во второй раз. И доступ к этой коробочке должен быть быстрым и четким. Нет времени на перебор вариантов. Но в эту коробочку иногда попадает и то, что к безопасности никакого отношения не имело. Например, кушал сладкий пэрсик, за язык укусила оса. Сладкий персик в результате со свистом пролетел мимо "позитивной коробочки" и смачно упал в коробочку болезненного опыта. Вот удивительно, что в этом случае человек может потом всю жизнь посвятить изучению ос и яростно ненавидеть персики.

К чему это я все? Да к тому, что выученная беспомощность будет довольно сильно контролировать нашу жизнь при соблюдении нескольких условий.
1. Негативный опыт был мощным, болезненным и угрожал базовой безопасности.
2. Этот опыт случился тогда, когда человек был слаб, уязвим, голоден, слишком мал, слишком напуган и т.д. То есть находился в состоянии истощенного или недостаточного для того, чтобы справиться с ситуацией ресурса.
3. Человек находился под контролем сильно превосходящей его силы, все попытки самостоятельных действий блокировались.
4. Человек остался в изоляции с пережитым опытом. Или находится среди людей, которые перенесли тот же опыт с теми же последствиями.

Так что все довольно пессиместично. Первые три пункта невозможно ни исправить, ни облегчить. Если что-то произошло, оно произошло. Фарш невозможно провернуть назад.

И только последний пункт дает надежду на то, что человечество продолжит свое существование так же, как оно делало много тысяч лет до настоящего момента. Потому что представители вида хомо не очень любят изоляцию и однообразие. Так наш хомо эректус из племени рыбака может неосторожно половить рыбку сразу после грозы прямо на глазах племени охотников, которые вынуждены неделю прятаться в пещере, потому что шаман сказал. Неосторожного рыбака за оскорбление чувств верующих, скорее всего съедят. Но у некоторых охотников после увиденного закрадется мысль, что не обязательно голодать после грозы целую неделю. И они как-нибудь втихаря от шамана пойдут рыбачить. И не факт, что не обнаружат шамана на том же озере с удочками... А если бы чужака не съели, а проследили бы за ним до его деревни, то могли бы съесть целую деревню культурно и научно обогатиться еще больше. Так, в общем-то, на планете Земля и происходило всю историю. И дальше будет происходить. Главное - это сохранять любопытство для общения с людьми из другого племени и помнить про свою вторую коробочку с поощрениями. Если время от времени встречаться с соседями и трясти своими позитивными коробочками, то это здорово помогает в борьбе против выученной беспомощности и сохранение человеческого разума, особенно в трудные времена.
Tags: Просто психология
promo svetlana_panina march 11, 06:56 10
Buy for 100 tokens
Весна стремительно меняет мир вокруг нас. Оживают чувства, воскресают надежды, сердце бьется чаще, предвосхищая перемены. Вы чувствуете в себе эту энергию? Мое сердце бьется в унисон с вашим, если вы готовы сделать шаги в сторону большей свободы и уверенности в своих силах. У каждого из нас есть…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments