Светлана Панина (svetlana_panina) wrote,
Светлана Панина
svetlana_panina

Терапия привязыванием

Вдогонку к этому: http://kotja-shok.livejournal.com/421659.html
Про так называемую "терапию привязанности" и (в передаче ее не зря несколько раз называли терапией ПРИВЯЗЫВАНИЕМ) - это вообще тема больная. Как устойчивое словосочетание стало головной болью психотерапевтов. У Карла Бриша, настоящего психолога, с ученой степенью,  есть даже комментарий в его книге на эту тему. http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3232

Ему пришлось поменять название своего труда, чтобы ни дай боже, не перепутали с тем ужасом из передачи. Итак, терапия привязанности или Attachment Therapy - это название системы воспитания для трудных или приемных детей, разработанной лучшими собаководами для человеческих щенков... На этот раз не шучу - действительно собаководами.

В Америке действительно до настоящего момента благополучно существует и распространяет свои околофашистские идеи Нэнси Томас, почетный собаковод и приемная мать. Однако ни то, что она собаковод, ни то, что она приемная мать, не делает ее психотерапевтом. Зато ее очень любят цитировать как сектанты, так и представители религий, поддерживающие строгое сохранение семейной иерархии и рекомендующие воспитывать детей в духе страха и подчинения. Нэнси Томас сама пишет в своей книге "Когда любви недостаточно" , что она не имеет образования психолога. Собственно я, как психолог, с этой книгой раньше не сталкивалась, хотя слышала о ней. Однако после передачи я книгу ее специально себе заказала, чтобы поизучать. Там с первой страницы начался кошмар.

А, нет,  вру, кошмар начинается со второй страницы. И в этом проблема. На первой странице все написано правильно - ребенок до года нуждается в маме, носите его лицом к себе, на руках,  не оставляйте плачущим больше, чем на 3 минуты, контакт с папой кожа-к коже и прочие благости. На этом месте любое любящее родительское сердце размягчается и под убаюкивающим гипнозом всей этой сладости следующая фраза как бы не встречает сопротивления. Потому то поводка к ней тоже правильная - после года ребенка полезно приучать к ограничениям и слову "нельзя". Это вам любой даже неспециалист скажет. А уж тем более специалист. Но буквально на той же странице у специалиста волосы начнут шевелиться. Цитата:
"Дети от одного до двух лет, стадающие синдромом гиперактивности и дефицита внимания, биполярным расстройством.." Уже трэш. Все эти диагнозы ребенку от года до двух просто невозможно поставить. И специалисты их не ставят детям от года до двух, их просто не существует для детей этого возраста. Диагнозы ставят в старшем дошкольном или школьном возрасте. Если есть какие-то серьезные проблемы с поведением в у ребенка от года до двух, то это чаще всего связано с заболеванием нервной системы, повреждением мозга и сочетается с такими траблами в здоровье, что это лечится не психотерапией аж никак. Но пресловутая собаковод Нэнси не этих детей собирается лечить (хотя нет, она готова лечить всех, но ей, к счастью, не дают). А тех, у кого, по ее мнению есть показания к "терапии привязыванием". А это те дети, которые, например,  в полтора года не научились вот чему (цитата):
Основные навыки, которые должен усвоить ребенок к полутора годам:
• с первого раза откликаться на просьбу родителей подойти к ним;
• по требованию родителей удаляться в свою комнату или в другое указанное
место;
• получив категорический запрет («нельзя»), слушаться, а не продолжать
делать свое дело или спорить и ныть;
• по требованию родителей садиться на место;
• оставаться там, где указывают родители (на своем стульчике,
в автомобильном сиденье, на детской площадке и т.д.).

А теперь все родители, воспитавшие хотя бы одного ребенка, дружненько вспоминаем, что из этого ваши дети выполняли в 1,5 года? Сами, не ноя, не споря и всегда с одинаково ровным рвением? У вас дети все это выполняли, как солдатики? Молодцы, возьмите себе с полки пирожок. Нееет? Все, у вашего с виду такого благополучного ребенка уже нарушение привязанности. А это ужас и кошмар. Читайте дальше книгу и вы поймете, почему.

И на самом деле книга дает ряд очень полезных и ценных советов, причем не только для приемных детей, но и для обычных детей в периоды кризиса или трудных детей в родных семьях. В то же время в тексте  постоянно подчеркивается, что есть такое расстройство - нарушение привязанности. У него аж 20 признаков. Ничего не написано, сколько признаков на самом деле необходимо для диагностики расстройства. Один? Два? Одновременно или последовательно?  А то тут у меня полная песочница перед домом детей с этим самым расстройством. И моих двое еще туда же. Потому что большинство перечисленных "признаков расстройства" являются психологической нормой для определенного возраста, про границы возраста - ни слова).

То есть в принципе любой тревожный родитель любого ребенка уже будет испытывать легкую паранойю, обнаружив у своего дитятки те или иные признаки. А если ребенок приемный - и у него все 20 на протяжении полугода замечались время от времени?! А ведь дальше написано "берегите от такого ребенка животных и младших братьев и сестер, установите сигнализацию на двери его комнаты, прячьте ножи и яды". То есть всеми силами автор дает понять, что ребенок с этим "расстройством" опасен для жизни других детей и щеночков в особенности,  и вообще недочеловек, просто маленький гитлер. Приемные родители и так находятся в постоянном стрессе и страхе не справиться, а тут еще такое нагнетание. Конечно это создает отличную почву для того, чтобы дальше разрешить приемным родителям применение любых средств психологического и физического давления на этих недочеловеков с нарушением привязанности.

Опять же, опасность книги в том, что она часто ссылается на действительно замечательные методы, которые  себя оправдывают и хорошо зарекомендовали. Напомним, автор этих методов - не Нэнси Томас, она всего лишь воспользовалась чужим, так сказать, креативом. И при этом аккуратно подмешала к правильным методам воспитания приемы, возможно, хорошо зарекомендовавшие себя при воспитании бульмастифов. Цитата:
"Сначала ребенка надо научить просить разрешение буквально на все - попить воды, сходить в туалет"
То есть с относительно сохранным ребенком у относительно здоровых родителей через заявленные в книге 2 года действительно наступят улучшения в отношениях. Но совершенно не в результате применения методов дрессировки из книги. А просто потому, что от полугода до 2 лет в принципе формируются хоть какие-то отношения (у матери с новорожденным, у новорбачных  между собой и т.д.). А если книга упадет на почву каких-то личностных особенностей родителей, которые будут специально искать в ребенке особо опасные проявления нарушения привязанности и их усиленно "лечить" дрессировкой, то будет происходить то, что происходит сейчас в США - судебные дела, возбужденные против приемных родителей и сравнение последователей Аttachment Tterapy с адептами тоталитарных сект.

Мне тут попеняли, что я оборвала повествование на полуслове. Но, признаться, нет сил цитировать книгу. Я сначала была убеждена, что книга Нэнси Томас появилась у нас в переводе потому, что нет на русском языке нет ничего написанного доступно для родителей на эту тему. Но, думаю, что ошиблась. У Людмилы Петрановской ludmilapsyholog есть не только книги для детей из разряда "Что делать если...", но и для родителей, причем не только приемных. Этому автору я доверяю:


И вот еще:
Subscribe
Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →