Светлана Панина (svetlana_panina) wrote,
Светлана Панина
svetlana_panina

Из курса "Травмы войны"

С конца прошлого года я прохожу обучение, организованное гуманитарным штабом "Допоможемо", благодаря Алене Лукъянчук и Анастасии Коберской - душевным людям и прекрасным профессионалам, которые нашли  силы в себе и ресурсы в окружающей среде для организации помощи пострадавшим в военных действиях людям. Курс называется "Травмы войны".

Я рассчитываю, что по окончании этого курса, а где-то уже и в процессе, мне удастся эффективнее помогать пострадавшим от военных действий переселенцам. Обучение дается нелегко. Встречаться с огромным куском действительности, наполненным свидетельствами боли, смерти, потерях, разрушении семей, глобальных разочарованиях - это требует много сил и пока еще стоит мне много слез. Иногда мне даже не хочется возвращаться  к своим конспектам и работе, напоминающим о трагедии, которая до сих пор продолжает происходить в жизни многих людей моей страны.

И все-таки я считаю своим долгом поделиться той информацией, которую нам дают на занятиях.Потому что многие вещи, которые я просто повторю,  мне и другим психологам знакомы. Но некоторые вещи - очень специфичны. Украина после второй мировой войны и аж до 2013 года практически не встречалась с военными конфликтами, да и с терроризмом до прихода Януковича в президенты как-то тихо было. И запроса на помощь пострадавшим в военных действиях или террористических актах просто не существовало в таких условиях. Соответственно, не было и специалистов, компенетных в этой теме. Вот почему лекцию о травмах войны читал приглашенный специалист из Израиля Алекс Гершанов.

Он работает в организации под названием SELAH, что переводится, кажется, как "камень" или "скала", Сам Алекс выглядит мягким и теплым. Вовсе не скалой. Но работать ему приходится в режиме, требующем серьезной учтойчивости - с семьями, которые понесли внезапную утрату. Специфика внезапных потерь в Израиле - они бывают военными, поскольку там, по словам Алекса "каждые два года война, а все, что между ними - спецоперация по борьбе с терроризмом".

В паре с Алексом лекции читала психотерапевт Елена Червец (спасибо коллегам, подсказали фамилию) из COMMUNITY STRESS PREVENTION CENTER, Израиль. К сожалению, я не расслышала ее фамилию, надеюсь, коллеги подскажут, и я напишу. В общем, с благодарностью я воспользуюсь материалами, которые они дали в лекции. И, дополнив их своими сведениями, выложу в ЖЖ с трансляцией в ФБ. Материал не претендует ни на научность, ни на уникальность, пожалуйста, не надо воспринимать это как учебный инструмент или повод для дискуссий (хотя дополнения и уточнения от коллег категорически приветствуются). Это просто моя попытка по-новому организовать и структурировать полученные знания для себя. Если это окажется полезным кому-то, я не возражаю против перепоста и распространения части информации со ссылкой на этот журнал.

Думаю, в будущем я организую еще  и закрытую группу только для психологов, потому что некоторые вещи нужно объяснять специально и отдельно для профессионалов, которые имеют практический опыт работы с людьми. Таких вещей будет не очень много, максимум на один-два поста.

Итак, все, что не под замком, можно использовать по своему усмотрению. Если будет указано иное, обсужать возможность перепечатки или частичного цитирования со мной в обязательном порядке.

Уф, как много написала уже, а по сути ничего не сказано. Приступим, пожалуй.

1. Чем отличается психотравма от психоцарапины?

Популяризация знаний - естественный процесс. И, наверное, хорошо, когда термины, которые раньше использовались только в узких кругах, становятся знакомыми все большему количеству людей. Но, увы, от употребления вне профессионального контекста многие термины теряют свое значение и превращаются в обезличенный ярлык. Так слово "депрессия", которое в среде клиницистов означало тяжелое эмоциональное расстройство, соответствующее одновременно нескольким критериям в международной классификации болезней, стало расхожим обозначением пониженного настроения. То же произошло и со словом "травма" или "психотравма". После массового поражения человечества любвью к популярной психологической литературе в мире обнаружилось бесконечное множество бесконечно травмированных. И еще большее количество страдающих от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Но ведь не может быть, чтобы все страдали? Ведь кто-то лечит страдающих, а кто-то, напротив, заставляет страдать.

Значит, наша задача четко разделить такие понятия как "стресс", "кризис" и "травма". После этого можно будет перейти к пониманию посттравмы и посттравматического расстройства.

Стресс

Нет такого отдельного от человека внешнего явления, как стресс. Так, например, для одного товарища  гроза - это счастье и "буря, скоро грянет буря", а для другого - кошмар, с характерными признакми потеющих ручек, сердебиением и желанием жить под  табуреткой.

Стресс - это реакция организма (физиологическая, эмоциональная и когнитивная) на влияние внешней среды, которое выводит организм из состояния равновесного взаимного обмена со средой (гомеостаза). Это такое общее определение, при котором, если подумать, вся жизнь -череда непрерывных стрессов.

Так и есть, отвечает нам на это Ганс Селье, исследователь стрессов. Стресс - это реакция на такое событие, когда происходит что-то временно превышающее возможности адаптации организма. Причем реакция не простая, а золотая неспецифическая. О неспецифичности чуть ниже.

Значит, стресс - это не само событие, а именно неспецифическая реакция на него. Мило. А что же мы обычно в быту называем этим словом - "стресс"? А мы называем этим словом, как правило стрессогенное событие.

Стрессогенное событие - это то, что привело к реакции стресса. Так  закаленный морж (или человек в состоянии религиозного экстаза) будет реагировать на погружение в крещенскую купель лишь легким покраснением кожи, а новичок может выдать весь физиологический и психологический набор реакций стресса. Это намекает нам на то, что событие может быть стрессогенным для одних и совершенно рядовым для других. В чем дело? Дело в возможностях организма к адаптации. Для одного ребенка пойти в детский сад и остаться без мамы на целый день чуть ли не с первого раза  - это практически нормально. Другой ребенок выдаст реакции стресса тут же, и в дальнейшем может адаптироваться долго и трудно. Потому что все люди разные и адаптационные механизмы настроены у каждого индивидуально, в соответствии, как правило, с генетической программой, особенностями образа жизни и среды, а также в зависимости от установок, сформированных воспитанием и социальным окружением.

Неспецифическая реакция (по Г. Селье)- это то, что помогает организму сохраниться и адаптироваться в стрессогенных условиях. То есть это реакция,  не похожая на обычую и привычную. Но при этом это самая что ни на есть нормальная рекация на "ненормальные" события.

NB: Важное дополнение от врача-психиатра и психотерапевта Георгия Смолина: Неспецифическая реакция организма в медицине - это реакция организма, которая является универсальной для воздействия факторов определенной широкой группы. Например, воспаление - неспецифическая реакция на повреждение тканей - отек, покраснение, повышение температуры, снижение функции. А факторы, его вызывающие - могут быть очень разные.

Физиологические реакции:

  • изменение сердечного ритма

  • нарушение привычной работы желудочно-кишечного тракта

  • изменение тонуса мышц

  • высвобождение набора "гормонов стресса"

Биохимические реакции:

  • быстрое расщепление жиров

  • повышение уровня сахара в крови

Психологические реакции

  • резкое изменение эмоционального фона

  • регресс к более ранним и простым формам психологических реакций

  • изменение в коммуникации с другими людьми

  • "мысли по кругу" - трудности в рациональном принятии решений


Поведенческие реакции

  • "бей" (реакция мобилизации и стремления восстановить равновесие и границы своего пространства, когда ситуация оценивается как такая, которую можно преодолеть - прилив крови к сердцу и мышцам, покраснение кожи, повышенный тонус мышц)

  • "беги" (реакция, стимулирующая удаление от стрессогенных факторов, когда ситуация оценивается, как слишком угрожающая, при невозможности преодоления - сужение зрачков, "медвежья болезнь", ускорение сердечного и дыхательного ритма )

  • "замри" (реакция ужаса в отвтет на стимулы, многократно превышающие возможности для реакций по типу  "бей" или "беги", замедление жизненных процессов: дыхание и сердцебиение становятся реже, зрачки сужаются, кожа холодная, тонус мышц ослабленный, мыслительные процессы замедляются, отстутствует реакция на обращение других людей)

Борьба со стрессом

Правда заключается в том, что мы не рекомендуем бороться со стрессом. Помним,  стресс - это естественна реакция организма на "неестественное" для данного организма событие . Бороться с естественными реакциями организма - это все равно, что бороться с самим организмом. Организм в результате борьбы может пострадать гораздо сильнее, а то и проиграть борьбу.

Не советуем мы особо бороться со стрессогенными факторами - это все равно, что бороться с жизнью во всем ее прекрасном и ужасном многообразии. Избыток стрессогенных ситуаций вреден, а местами и разрушиелен,  что означает простую житейскую истину - не надо лезть на рожон или "не уверен - не обгоняй". Но жить в постоянном избегании стрессов и постоянном предотвращении ситуаций, вызывающих стресс - это настолько неадаптивно, что само по себе является мощным фактором стресса. Парадокс, да?

Стресс принято подразделять на такой, что помогает адаптации организма и такой, что мешает.

Тот, что помогает, легко вспомнить каждому. Когда что-то казалось трудным, а то и невозможным, но вы успешно это преодолели и оказались победителем - это была реакция адаптивного стресса. В результате стресса организм научился чему-то новому, расширил арсенал адаптационных возможностей. Ну, например, реакция экзамен. Ночь перед экзаменом - слезы, усталость или бессонница,  каша в голове, "это невозможно выучить". Утро после успешно сданного экзамена - радость, подъем, "фигня, как два пальца об асфальт".  Это называют "эустресс".

То, что мешает адаптации, иногда и вспомнить-то нелегко. Это либо слишком сильный стресс, который привел к срыву адаптационных возможностей (включая сильные физические, социальные, физиологические или непереносимые психологические воздействия), либо воздействие слабого, но беспросветно долгого раздражителя,  либо большое количество, превышающее возможности адаптации, мелких и даже при других обстоятельствах "полезных" стрессов. Например, реакция на те же экзамены, которые сданы успешно, но что-то их было много. А параллельно еще тренировки и соревнования по настольному теннису скоро. А неделю назад собственная свадьба была,  и любимая кошечка родила,  и бабушка приехала, а я была всему этому так рада, что аж заболела от радости. Этот срыв адаптационных возможностей в результате истощения называют "дистресс".

На картинке два графика. Один график - это "эустресс", а второй "дистресс". Угадайте, кто из ху?


Что же можно делать с плохим стрессом, что предлагают наши израильские коллеги? Они предлагают систему BASIC(Ph) - тренировку гибкости и устойчивоасти к стрессам.

Что это такое, и с чем это едят,  мы узнаем в следующем выпуске наших новостей. Про связь стресса, кризиса и травмы - тоже продолжение следует, следите за журналом.

Ух!  Что-то забодалась я по клавишам стучать. Пишите в комментариях, интересно ли это вам и стоит ли продолжать? А то у меня в тетрадке и так все написано и разукрашено. Я ж для обчества стараюсь, чтобы меня похвалили!

Tags: Просто психология, кризис, психотравма, стресс, травма войны
Subscribe
Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →