Светлана Панина (svetlana_panina) wrote,
Светлана Панина
svetlana_panina

Проблема с главными героинями

Оригинал взят у lada_ladushka в Проблема с главными героинями
Спасибо masha_belko за наводку. Ссылки внутри статьи ведут на соответствующие данные на английском языке.

Проблема с главными героинями
Джо Эберхардт
http://writerunboxed.com/2016/08/06/the-problem-with-female-protagonists/

Несколько месяцев назад я прочитала потрясающую статью в блоге «Что вы пропустили на уроках истории». Они получали бесконечные жалобы на то, что в подкасте «слишком много говорили о женщинах» или «говорили исключительно о женщинах». И тогда Трейси Уилсон прочесала прошлые выпуски и составила диаграммы распределения серий, сфокусированных на мужчинах, женщинах и внегендерных событиях. Результаты можно посмотреть здесь http://www.missedinhistory.com/blogs/our-final-answer-on-too-many-women.htm Сюрприза не произошло: (сейчас будет спойлер!) диаграммы показали, что рассказы о женщинах занимают примерно 30% общего содержания.

Эти результаты хорошо согласуются с недавними исследованиями, показавшими, что в смешанных группах статистически значимо мужчины говорят больше, чем женщины, но женщин воспринимают как более разговорчивых и говорящих большее количество времени. Есть разные объяснения этому несовпадению объективной реальности и субъективного восприятия – от старомодного сексизма до разницы в стилях речи у мужчин и женщин. Какова бы ни была причина, древняя банальность о том, что женщины говорят в 3 раза больше мужчин, оказалась полной противоположностью правде.

Мне напомнили об этих вещах несколько дней назад, когда 9-летний сын спросил: «Почему мы всегда читаем книги только с девочками-главными героинями?»Как мать двух мальчиков, я специально забочусь о том, чтобы книги, которые я им читаю, представляли в качестве главных героинь как мальчиков, так и девочек. На каждого «Чарли и шоколадную фабрику» будет «Матильда», на каждого «Гарри Поттера» – «Трещина во времени». Поэтому моей первой реакцией было удовольствие, что попытка создать гендерное равенство в нашей книжной подборке удалась.

Мы только что закончили читать чудесный роман Кэтрин М. Валенте «Девочка, которая объехала Волшебную страну на самодельном корабле» про 12-летнюю девочку по имени Сентябрь, которая путешествует в Волшебную страну. После этого мы перешли к «Как украсть собаку» Барбары О’Коннор про Джорджину – девочку, которая с мамой и младшим братом живет в машине после того, как они внезапно остались без дома. Не помню, что мы читали до этого, но после короткого момента гордости я засомневалась. Не качнула ли я маятник слишком далеко и не лишила ли сына героических мужчин в качестве примеров для подражания?

Поэтому я взяла сына за руку и отправилась выяснять, истинно ли его утверждение, что мы большей частью (потому что «всегда» - явное преувеличение) читаем про девочек-главных героинь.

Мы вынули все книги из его книжного шкафа и разложили на три кучки в зависимости от пола главного героя: смешанная группа (например, в «Дереве желаний»), мальчик и девочка. И тут я обнаружила нечто интересное. Несмотря на опасения, что я перебрала с девочками, и несмотря на мои сознательные усилия сохранять пропорцию 50/50, только 27% его книг имели девочку в качестве главной героини, в то время как мальчик-главный герой действовал в 65% книг.

Таков был ответ на вопрос моего сына. Мы не только не «всегда» читали про девочек, мы даже не читали преимущественно про девочек.

Заинтригованная, я пошла к своим книжным полкам. Моя собственная пропорция была ещё хуже: только 24% книг с женщинами-главными героинями. Я снова была поражена. Я делала последовательные усилия, чтобы выбирать книги про женщин. Как такое произошло?

И это возвращает нас к исследованиям, упомянутым в начале статьи. Эксперимент показывает, что и мужчины, и женщины переоценивают то, как долго говорят женщины по сравнению с мужчинами в смешанной группе. Учитель естественных наук поставил опыт и на уроке дал мальчикам и девочкам одинаковое количество времени для говорения. Чувство, что девочкам достается 90% его времени и внимания, испытывали все участники. Включая самого учителя.

Может быть, то же самое происходит с книгами.

Существует проблема с главными героинями: их недостаточно.

И мы этого даже не замечаем.

Общество никудышно оценивает эфирное время, предоставленное мужским и женским голосам. Я видела форумы, где люди перечисляли десять-двадцать классических романов с женщинами-главными героинями так, будто это доказывало, что есть «много» хороших книг «для девочек». Но они не включали в сравнение сотни и тысячи книг с мужчинами-главными героями.

Так происходит и когда люди говорят о фильмах (вы читали комментарии к недавним статьям про новых «Охотниц за привидениями»?). Пара названий фильмов с женщинами в главных ролях ничего не доказывает – мы живем в мире, где более 70% центральных персонажей – мужчины. И даже в фильмах с женщинами-главными героинями, таких, как «Холодное сердце» и «Голодные игры», персонажи-мужчины говорят больше, чем персонажи-женщины.

Я не знаю, как это исправить. Это огромная проблема, которая больше, чем ежедневный сексизм, и имеет отношение к способности воспринимать ежедневный сексизм. Вcё, что я могу сделать, - иметь это в виду и активно выискивать книги с женщинами-главными героинями. И, конечно, писать книги с женщинами-главными героинями.

Не только девочкам нужны вымышленные женщины в качестве примеров для подражания, они нужны нам всем.
Tags: Про мужчин и женщин
Subscribe

Posts from This Journal “Про мужчин и женщин” Tag

Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments