Светлана Панина (svetlana_panina) wrote,
Светлана Панина
svetlana_panina

О наказаниях. Коротко.

Я долго думала - писать или не писать. О наказаниях в воспитании детей. Решила, что пока сама не буду. Просто процитирую учебник педагогики. А вы сами решите, почему так много говорят о неэффективности наказаний и разрушительности их для детской психики. Потому что наказание - однокоренное слово с "указанием" - оно должно привести от неправильного поведения к правильному. И поэтому само наказание должно осуществляться строго в рамках правил. И главное правило наказания - ОНО НЕ ДОЛЖНО УНИЖАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА. Это касается всех - детей, взрослых. Человеческое достоинство неприкосновенно. Если наказание не следует этому основному пункту, это уже не наказание. То есть это не метод коррекции поведения, а наоборот - издевательство, акт садизма, месть, злоупотребление положением и так далее.
Картинки по запросу наказание

Вот цитата из учебников по педагогике (примерно во всех одно и то же)
****
Как всякий метод стимулирования, оказывающий сильное влияние на эмоциональную и мотивационную сферы личности, наказание должно применяться с учетом ряда требований:
1) оно должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика;
2) нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика;
3) применяя наказание, следует убедиться, что ученик понял, за что его наказывают;
4) наказание не должно быть «глобальным», т. е. наказывая ребенка, надо найти в его поведении и положительные стороны и подчеркнуть их;
5) за один проступок должно следовать одно наказание; если проступков много, наказание может быть суровым, но только одним, за все проступки сразу;
6) наказание не должно отменять поощрения, которое ребенок мог заслужить ранее, но еще не успел получить;
7) при выборе наказания необходимо учитывать сущность проступка, кем и при каких обстоятельствах он был совершен, каковы причины, побудившие ребенка совершить данный проступок;
8) если ребенок наказан, значит, он уже прощен, и больше не стоит вести разговор о прежних его проступках.
****

Самое обидное, что педагогов этому учат. Но это не работает, если самих педагогов воспитывали унижением. И сами они работают в унизительных условиях. Да и с родителями то же самое. Можно сколько угодно прочесть книг по педагогике, детской психологии, чему угодно. Но если ты вырос в атмосфере унижения, требуются колоссальные усилия, чтобы не воспроизводить это с собственными детьми. И те родители, которым это все-таки удается хотя бы время от времени, уже заслужили уважения. Это большой труд - задержать привычную реакцию на раздражающее поведение ребенка и выдавать правильную. И очень ценный. Так мы учим своих детей уважению и достоинству. А они научат своих.


Tags: Просто психология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments